рубрики

суббота, 14 июля 2012 г.

Зинаида ПОПОВА, труженица тыла: и тут — война


...Ясным летним днём 22 июня все ехали на природу отдохнуть на празднике Сабантуй. Я не поехала — мала была. Зато получила первую зарплату. Мечтала сэкономить денег на пальто и хорошее платье. И тут — война...

На заводе был митинг, мы плакали. Много рабочих ушло на фронт, на их место встали подростки. Я тоже попросилась за станок. Он был старый, и я всё время бегала к настройщику. Он разозлился, сказал, что в няньки не нанимался. Я села к станку и горько заплакала. Подошёл начальник цеха товарищ Ананьин: “Ты чего, девочка, плачешь?”. Я рассказала. Тогда мой станок отдали слесарям, а меня поставили за другой, к мастеру Николаю Тихоновичу Киселёву. Операция ответственная — чистовая обработка детали. Обучал меня такой же, как я, молодой парень. Норма давалась трудно. У всех стояли красные флажки, а у меня нет. Подошла к своему
учителю, он объяснил, как работать: “Все лекала клади под руку, так процесс пойдёт быстрее”. Скоро мне тоже поставили флажок, и я стала получать стахановские бирки.

Однажды мой напарник заболел, не стало задела деталей. Мастер попросил поработать в обед. На участке тихо, один мой станок шумит. Вдруг подходит ко мне мастер и подаёт свёрточек. Разворачиваю, а там — капустный пирог, целых 500 граммов! Вскоре подошёл начальник смены и тоже протягивает свёрток: “ Бери! Лишним не будет!”. Я, конечно, поблагодарила от души, и этот случай до сих пор вспоминаю со слезами: в то время с хлебом было трудно.

Как-то заметила соседку по станку в слезах. Оказалось, она оставила в нетопленой избе сына, которому и девяти лет нет. Я была профгруппоргом и тут же побежала к предцехкому товарищу Кузнецову, всё ему объяснила. На следующий день женщине выписали машину дров...

Молодёжь в цехе организовала хоровой кружок. Выступали в госпитале школы № 3, на второй жести. Не только нели, но и помогали скручивать стираные бинты. Как-то подозвал меня пожилой боец: “У меня дома с матерью дочка осталась. Такая же, как ты, — с веснушками”, и угостил сахаром и конфетами.

А мой папа Архип Фёдорович был очень верующий. За это в 1938 году его посадили, и остались мы с братом одни. В 1940 году отца освободили, но вскоре забрали на войну. В сорок втором пришла от него последняя весточка...

Наконец, пришла Победа. Наш цех  4 закрыли, всех распределили по другим производствам. Меня направили в мартен землекопом. Я, конечно, не согласилась. Просилась к брату в копровый цех. Начальник Николай Исакович Горбунов сказал: “У вас нет родителей. Приму тебя учеником газорезчика!”. Так газорезчиком я проработала до выхода на пенсию в 1973 году. Работала на совесть, есть благодарности и медали. В 1948 году вышла замуж.

Теперь я ветеран труда, инвалид II группы. Очень слаба здоровьем, а написать обо всём хотелось...

Зинаида ПОПОВА, труженица тыла.

0 коммент.:

Отправить комментарий